Get Adobe Flash player

Самый молодой политзаключенный мира

Статья дает историческую справку о событиях в Тибете, когда прервалась линия духовной преемственности двух Лам: Далай-ламы и Панчен-ламы.
Вначале идет краткий текст потом тело статьи под заголовками:
1. Традиция духовной преемственности
2. Трагедия
3. В поисках ламы
4. Время рассудит

В начале мая 1995 года Далай-лама XIV сделал официальное заявление, в ходе которого назвал новое перевоплощение Панчен-ламы X. Панчен-ламой XI стал Гедюн Чоки Ньима, родившийся 25 апреля 1989 года в Тибете. Через три дня после этого мальчик и его родители бесследно исчезли. До сих пор о них ничего неизвестно, хотя Китай заявляет, что они в безопасности.

Что же произошло? 

Традиция

На протяжении нескольких веков Тибет оставался закрытой страной

На протяжении нескольких веков Тибет оставался закрытой страной. До европейцев доходили лишь слухи и легенды о Гималаях и удивительной стране мудрецов и древних традиций.

Одной из таких традиций является преемственность в духовном водительстве. Светским и духовным наставником Тибета начиная с XVI века является Далай-лама. Считается, что все сменившиеся с тех пор 14 носителей этого титула являются реинкарнациями самого первого Далай-ламы. Более того, учение ламаизма утверждает, что Далай-лама – земное воплощение бодхисатвы милосердия Авалокитешвары.
После смерти Далай-ламы через определенное время (от 49 дней до 2 лет) должен быть найден его преемник. Обычно он выбирается из нескольких кандидатов по указаниям оракула и окончательно утверждается действующим Панчен-ламой. Процедура выбора Панчен-ламы происходит аналогично, с той лишь разницей, что решающее слово выборе наследника принадлежит Далай-ламе.

Два Ламы неразрывно связаны друг с другом и выполняют великую миссию по сохранению духовной традиции Тибета. Отношения между ними основаны на учении о наличии неразрывной духовной связи между учителем и учеником. Панчен-лама – наставник Далай-ламы; он является воплощением Будды Амитабхи, который был духовным отцом бодхисатвы Авелокитешвары. Таким образом, Далай-лама является человеческим воплощением принципа сострадания, а Панчен-лама – духовного наставничества. Вместе они на протяжении многих веков вели и защищали тибетский народ.
Так продолжалось до 1959 года…

Трагедия

17 ноября 1950 года в Тибет вторглись войска народно-освободительной армии Китая. Далай-лама, которому было всего 16 лет, был вынужден взять на себя политические полномочия и встать во главе государства и правительства. На протяжении девяти лет он пытался уладить конфликт мирным путем, но все его попытки были безрезультатными из-за жесткой политики Мао Цзе-дун. После подавления народного восстания в 1959 году Далай-лама вынужденно эмигрировал в Индию, где он находится по сей день.

Панчен-лама X, беззаветно преданный своим соотечественникам, оставался в Тибете, даже не смотря на постоянное давление со стороны Китая. Он занимал должность заместителя председателя Национального народного собрания и не раз критиковал политику китайского правительства. В 1989 году он открыто выступил перед тибетцами, сказав, что китайское правление принесло в Тибет намного больше разрушений, чем пользы. Спустя четыре дня после своей речи Панчен-лама X неожиданно умер. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются таинственными.

В поисках ламы

Далай-лама

В 1991 году гадание оракула показало, что в Тибете родился духовный наследник Панчен-ламы. С этого времени несколько раз пытался добиться у китайских властей разрешения на поиск нового Панчен-ламы, однако согласия он так и не получил. В течение нескольких лет различные оракулы подтверждали предсказание о новом перевоплощении. 3 декабря 1994 года гадание показало, что пришло время начать процедуру определения нового Панчен-ламы. В начале 1995 года Далай-лама выбрал наиболее подходящего кандидата – мальчика по имени Гедюн Чоки Ньима, родившегося 25 апреля 1989 года.

Через три дня после провозглашения Гедюн вместе с родителями был похищен китайскими властями. Целый год китайские власти отрицали факт его задержания. Лишь после масштабного расследования, проведенного Комитетом по правам ребенка при ООН, официальный Китай признал, что мальчик с родителями находятся у них. Причем, по словам представителей КНР при ООН мальчик «… по просьбе родителей был принят под защиту правительства КНР».
В 1995 году Китай выбрал «своего» Панчен-ламу, совершив тем самым подмену. Им стал Гьялцен Норбу, родившийся 13 февраля 1990 года. Выступая по телевидению, новоявленный лама заявил, что будет стараться адаптировать тибетский буддизм в социалистическое общество. Однако признания среди тибетцев Гьялцена так и не получил. В народе его стали называть Панчен-зума – «ненастоящий Панчен».

Время рассудит

На первый взгляд, эта история кажется примером жесткой борьбы за политическое влияние в Тибете. Ребенок, ставший случайной жертвой этой борьбы, уже назван «самым юным политзаключенным мира». Однако нельзя не заметить попытку разрушить одну из самых старейших традиций на земле. По сути, тибетская традиция духовной преемственности является последней живой традицией, подлинность которой гарантирует духовная связь между Далай-ламой и Панчен-ламой. Неизвестно к каким последствиям может привести физическое устранение одного из них. Далай-лама XIV назвал это «репетицией собственной смерти» и сказал, что «следующий Далай-лама воплотится в свободной стране».

Понравился материал?! Тогда поделитесь материалом в соц.сетях, пусть видят и читают друзья, колеги, знакомые и просто те кому это будет интересно!

Добавить комментарий